search contacts feedback




Project: Developing Partnerships Between Russian and U.S. Universities, Lot #1: “Dissemination of Experience in Creating New Educational Programs in the Areas of Natural Sciences and Humanities, Based on Implementation of Results of Collaborative Educational Activities by Russian Higher Education Institutions and U.S. Universities,” within the framework of the Targeted Federal Program for Education Development in 2006—2010

Both Russia and the United States possess great research and education potential. Each country has been developing this potential in its own way, consistent with its traditions, culture and unique historical path. It means that, in many fields of science and education, the two systems are complementing each other. Indeed, there exist multiple opportunities for fruitful and mutually beneficial Russian-U.S. cooperation, which could also serve as a buffer reducing political tensions between the countries.

There are some common trends in the modern system of higher education that prompt Russia and the United States to seek closer cooperation. These include the emergence of a global research and education market, a new level of scholar and expert mobility, and an explosive growth of comparative studies. Hence the pressure to further develop international research contacts and design more powerful mechanisms supporting multinational professional collaboration. In line with these changes is the movement towards mutual recognition of credits and joint degrees by leading universities of Europe and North America. The transboundary — or even global — nature of issues faced by educational and research institutions is now increasingly obvious.

However recent experience demonstrates that Russian-U.S. cooperation in the field of higher education does not fully meet the needs of Russian universities, currently under dramatic modernization, which would benefit greatly from the proven reform models that the U.S. education market has to offer.

In carrying out the project “Developing Partnerships Between Russian and U.S. Universities”, ISE Center examined the factors that have an impact on bilateral educational cooperation, including hindrances and prospects for its further expansion; proposed a variety of collaboration models for Russian and U.S. universities; analyzed some case studies and produced recommendations for making university collaboration more effective. The following tasks have been completed:

  1. Report: “RECOMMENDATIONS AND PROSPECTS FOR RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS’ COOPERATION WITH  U.S. UNIVERSITIES TILL 2010”

The report includes an analytical review of U.S. technical assistance programs of 1990—2003 and provides arguments for the revision of the prevailing cooperation models, which no longer meet the needs of Russia’s higher education in the new decade. There is a demand for more complex and targeted projects, professional expertise and dynamic approaches.

The bilateral cooperation forecast covers the period from 2008 through 2010. It looks into the possible strategies U.S. universities can adopt in accessing the Russian education market, as well as alternative responses on the Russian side. The report argues for a “pro-active” position in building relations with U.S. universities and technical assistance providers in the field of higher education; it recommends transition from technical assistance typical of the 1990’s to bilateral or multilateral technical cooperation. A list of key objectives to be pursued by the Russian-U.S. education partnership in the next few years is accompanied by implementation guidelines. The model of Russian-U.S. cooperation in science and education described in the report is the one that best corresponds to the level of progress achieved by the nation’s research and education community; the model can be applied in various disciplines.

  1. Research and recommendations “ON THE ADOPTION BY RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND ORGANIZATIONAL PRINCIPLES BASED ON U.S. UNIVERSITIES’ EXPERIENCE IN TEACHING NATURAL SCIENCE AND HUMANITIES DISCIPLINES”

The study relied on findings from general surveys and expert interviews; analytical reviews by Russian and international media that focus on joint programs implementation; and analysis which covers 50-plus courses, 14 joint degree programs, and 12 textbooks related to 15 disciplines taught by Russia’s 23 state-owned universities with the application of U.S. experience in teaching natural sciences and humanities.

In order to address the problematics of applying in Russia the educational technologies and training arrangements based on U.S. experience in teaching natural sciences and humanities, and to develop guidelines for optimization and enhancement of both existing and future bilateral programs, the authors identified three “methodology blocks” that enable analysis, systematization and typologization of U.S. educational experience at the national, institutional and program levels.

The study places the problems of Russia’s higher education institutions within the context of U.S. experience, and recommends further action to modernize the national system of higher education.

The document includes other recommendations concerning the adoption of U.S. university sponsorship arrangements; practical application of Public-Private Partnerships; development of horizontal links between the professional community of scholars and public review institutions; organizational aspects of student training; alumni networking; and university management.

  1. CATALOG OF EDUCATIONAL PROGRAM SYNOPSES, COURSES AND TRAINING MATERIALS THAT USE THE EXPERIENCE IN TEACHING NATURAL SCIENCES, SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES AT U.S. UNIVERSITIES

The catalog includes more than 50 courses, 14 joint degree programs, and 12 textbooks covering 15 disciplines taught by Russia’s 23 state-owned universities. The content is compiled entirely from public sources, such as databases of the Ministry of Education and Science and university websites.

Program synopses were written jointly by ISE Center staff and external consultants.

As became obvious in the course of project implementation, efforts should be made to better coordinate Russian-U.S. education cooperation at the level of governments and institutions, as well as individual program and projects. Further studies are needed covering various aspects of U.S. experience and best practices in the field of higher education.

Project results will be presented to Russian and U.S. academic community at the seminar scheduled for September, 2008.


© ISE-CENTER

E-mail: info@ino-center.ru
Tel.: (495) 621-2065, 621-8257
Fax: (495) 628-7943

Address: 107078, Moscow, Bolshoy Kozlovsky per., 13/17

Design ©«Web-Masterskaya»

english version

ИНО-Центр ИНО-Центр
поиск контакты обратная связь




Проект «Развитие партнерских связей между университетами России и США», лот № 1 «Распространение опыта создания новых образовательных программ в области естественных и гуманитарных наук на основе реализации результатов совместной образовательной деятельности российских вузов и американских университетов» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы.

Россия и Соединенные Штаты Америки являются двумя государствами, обладающими мощным научным и образовательным потенциалом. Каждая страна развивала этот потенциал в соответствии со своими традициями, культурными особенностями, спецификой исторического пути, а потому можно говорить о том, что во многих сферах образования и науки Россия и США дополняют друг друга. Объективно существуют весьма широкие возможности для плодотворного и взаимовыгодного образовательного российско-американского сотрудничества, которое могло бы также стать и важным амортизатором политических проблем, возникающих между двумя странами.

К более тесному сотрудничеству Россию и Соединенные Штаты подталкивают и общие тенденции развития современного высшего образования. Формирование глобальных научных и образовательных рынков, резкое усиление географической мобильности ученых и экспертов, бурное развитие сравнительных исследований — все это настоятельно диктует необходимость дальнейшего развития международных научных связей, отработки наиболее эффективных механизмов взаимодействия специалистов из разных стран. В этом же направлении действует и тенденция к внедрению системы взаимного признания кредитов и использования двойных дипломов в ведущих университетах Европы и Северной Америки, а также то очевидное обстоятельство, что многие проблемы, являющиеся объектами внимания образовательных и научных учреждений, носят по определению транснациональный или даже глобальный характер.

Однако имеющийся опыт показывает, что российско-американское сотрудничество в сфере образования не в полной мере отвечает потребностям российского образования, переживающего драматический этап модернизации и нуждающегося в успешных моделях реформирования вузов, которые безусловно может предложить американский образовательный рынок.

В рамках проекта «Развитие партнерских связей между университетами России и США» ИНО-Центром были рассмотрены факторы, влияющие на российско-американское образовательное сотрудничество, существующие препятствия и возможности для его развития, предложены различные модели взаимодействия российских вузов и университетов США, проанализированы имеющиеся примеры взаимодействия и выработаны рекомендации с целью повышения его эффективности.

  1. Был подготовлен доклад «РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРОГНОЗ ПЕРСПЕКТИВ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ СОВМЕСТНО С АМЕРИКАНСКИМИ УНИВЕРСИТЕТАМИ ДО 2010 ГОДА»

В рамках доклада были проанализированы итоги программ американской технической помощи 1990—2003 гг. и обоснована необходимость изменения формата сотрудничества, оказавшегося неадекватным проблемам российского высшего образования нового десятилетия и требующего сложных индивидуализированных проектов, профессиональной экспертизы, динамичных подходов.

Дан прогноз российско-американского сотрудничества на 2008—2010 гг. Рассмотрены различные стратегии выхода американских университетов на российский образовательный рынок и возможные варианты позиции России. Предложена «наступательная позиция» в отношении американских университетов и организаций, оказывающих техническую помощь российскому высшему образованию и переход от технической помощи в образовании образца 90-х гг. к двустороннему или многостороннему техническому сотрудничеству в сфере высшего образования. Сформулированные основные задачи российско-американского образовательного партнерства на ближайшие годы и даны рекомендации по их реализации. Описана модель российско-американского сотрудничества в сфере науки и образования, которая в наибольшей степени соответствует нынешнему уровню развития отечественного научно-образовательного сообщества и может быть применена в различных дисциплинах.

  1. Проведено исследование и подготовлены «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ В ВУЗАХ РОССИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УНИВЕРСИТЕТАХ США».

Исследование базировалось на результатах социологических опросов и интервьюирования экспертов, анализе аналитических публикаций в российской и зарубежной прессе по проблемам реализации совместных программ, а также на анализе более 50 учебных курсов, 14 программ совместных дипломов, 12 учебных пособий, преподающихся в 23 государственных ВУЗах России по 15 дисциплинам и базирующихся на опыте преподавания естественнонаучных и гуманитарных наук в США.

Для характеристики круга проблем, связанных с внедрением в ВУЗах России образовательных технологий и принципов организации учебного процесса с использованием опыта преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в университетах США, и выработки рекомендаций по оптимизации и повышению эффективности как текущего двустороннего сотрудничества, так и инициации новых совместных образовательных программ было выделено три методических блока, позволяющих проанализировать, систематизировать и типологизировать американский образовательный опыт на государственном, институциональном и программном уровнях.

Кроме того в исследовании рассматриваются текущие проблемы российской высшей школы в контексте изученного американского опыта, содержатся предложения по дальнейшей модернизации высшего образования России.

Даны рекомендации по использованию американских финансовых механизмов поддержки высшей школы, механизмов «частно-государственных партнерств» для решения прикладных задач, развития горизонтального взаимодействия научно-профессионального сообщества и общественной экспертизы, организации учебного процесса, мониторинга и развитию связей с выпускниками университетов, управления университетами.

  1. Создан КАТАЛОГ АННОТАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, КУРСОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, РАЗРАБОТАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА ПРЕПОДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ, ГУМАНИТАРНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В УНИВЕРСИТЕТАХ США.

В каталог вошли более 50 учебных курсов, 14 программ совместных дипломов, 12 учебных пособий, преподающихся в 23 государственных ВУЗах России по 15 дисциплинам. Все представленные материалы взяты из открытых баз данных Министерства Образования и Науки и интернет сайтов ВУЗов.

Подготовка текста каталога аннотаций была осуществлена силами сотрудников «ИНО-Центра» и привлеченных консультантов.

Работа над данным проектом продемонстрировала необходимость дальнейших усилий по координации российско-образовательного сотрудничества как на государственном уровне, так и на уровне институциональном и отдельно взятых программ и проектов, и дальнейшего продолжения анализа различных аспектов американского образовательного опыта и сбора лучших практик по его применению.

Результаты проекта планируется представить российско-американской научной общественности на семинаре в сентябре 2008 г.


© АНО ИНО-ЦЕНТР

E-mail: info@ino-center.ru
Тел.: (495) 621-2065, 621-8257
Факс: (495) 628-7943

Адрес: Москва, Большой Козловский переулок, 13/17

Дизайн и разработка ©«Web-Мастерская»

english version