ИНО-Центр ИНО-Центр
поиск контакты обратная связь




Проект «Развитие партнерских связей между университетами России и США», лот № 1 «Распространение опыта создания новых образовательных программ в области естественных и гуманитарных наук на основе реализации результатов совместной образовательной деятельности российских вузов и американских университетов» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы.

Россия и Соединенные Штаты Америки являются двумя государствами, обладающими мощным научным и образовательным потенциалом. Каждая страна развивала этот потенциал в соответствии со своими традициями, культурными особенностями, спецификой исторического пути, а потому можно говорить о том, что во многих сферах образования и науки Россия и США дополняют друг друга. Объективно существуют весьма широкие возможности для плодотворного и взаимовыгодного образовательного российско-американского сотрудничества, которое могло бы также стать и важным амортизатором политических проблем, возникающих между двумя странами.

К более тесному сотрудничеству Россию и Соединенные Штаты подталкивают и общие тенденции развития современного высшего образования. Формирование глобальных научных и образовательных рынков, резкое усиление географической мобильности ученых и экспертов, бурное развитие сравнительных исследований — все это настоятельно диктует необходимость дальнейшего развития международных научных связей, отработки наиболее эффективных механизмов взаимодействия специалистов из разных стран. В этом же направлении действует и тенденция к внедрению системы взаимного признания кредитов и использования двойных дипломов в ведущих университетах Европы и Северной Америки, а также то очевидное обстоятельство, что многие проблемы, являющиеся объектами внимания образовательных и научных учреждений, носят по определению транснациональный или даже глобальный характер.

Однако имеющийся опыт показывает, что российско-американское сотрудничество в сфере образования не в полной мере отвечает потребностям российского образования, переживающего драматический этап модернизации и нуждающегося в успешных моделях реформирования вузов, которые безусловно может предложить американский образовательный рынок.

В рамках проекта «Развитие партнерских связей между университетами России и США» ИНО-Центром были рассмотрены факторы, влияющие на российско-американское образовательное сотрудничество, существующие препятствия и возможности для его развития, предложены различные модели взаимодействия российских вузов и университетов США, проанализированы имеющиеся примеры взаимодействия и выработаны рекомендации с целью повышения его эффективности.

  1. Был подготовлен доклад «РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРОГНОЗ ПЕРСПЕКТИВ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ СОВМЕСТНО С АМЕРИКАНСКИМИ УНИВЕРСИТЕТАМИ ДО 2010 ГОДА»

В рамках доклада были проанализированы итоги программ американской технической помощи 1990—2003 гг. и обоснована необходимость изменения формата сотрудничества, оказавшегося неадекватным проблемам российского высшего образования нового десятилетия и требующего сложных индивидуализированных проектов, профессиональной экспертизы, динамичных подходов.

Дан прогноз российско-американского сотрудничества на 2008—2010 гг. Рассмотрены различные стратегии выхода американских университетов на российский образовательный рынок и возможные варианты позиции России. Предложена «наступательная позиция» в отношении американских университетов и организаций, оказывающих техническую помощь российскому высшему образованию и переход от технической помощи в образовании образца 90-х гг. к двустороннему или многостороннему техническому сотрудничеству в сфере высшего образования. Сформулированные основные задачи российско-американского образовательного партнерства на ближайшие годы и даны рекомендации по их реализации. Описана модель российско-американского сотрудничества в сфере науки и образования, которая в наибольшей степени соответствует нынешнему уровню развития отечественного научно-образовательного сообщества и может быть применена в различных дисциплинах.

  1. Проведено исследование и подготовлены «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ В ВУЗАХ РОССИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УНИВЕРСИТЕТАХ США».

Исследование базировалось на результатах социологических опросов и интервьюирования экспертов, анализе аналитических публикаций в российской и зарубежной прессе по проблемам реализации совместных программ, а также на анализе более 50 учебных курсов, 14 программ совместных дипломов, 12 учебных пособий, преподающихся в 23 государственных ВУЗах России по 15 дисциплинам и базирующихся на опыте преподавания естественнонаучных и гуманитарных наук в США.

Для характеристики круга проблем, связанных с внедрением в ВУЗах России образовательных технологий и принципов организации учебного процесса с использованием опыта преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в университетах США, и выработки рекомендаций по оптимизации и повышению эффективности как текущего двустороннего сотрудничества, так и инициации новых совместных образовательных программ было выделено три методических блока, позволяющих проанализировать, систематизировать и типологизировать американский образовательный опыт на государственном, институциональном и программном уровнях.

Кроме того в исследовании рассматриваются текущие проблемы российской высшей школы в контексте изученного американского опыта, содержатся предложения по дальнейшей модернизации высшего образования России.

Даны рекомендации по использованию американских финансовых механизмов поддержки высшей школы, механизмов «частно-государственных партнерств» для решения прикладных задач, развития горизонтального взаимодействия научно-профессионального сообщества и общественной экспертизы, организации учебного процесса, мониторинга и развитию связей с выпускниками университетов, управления университетами.

  1. Создан КАТАЛОГ АННОТАЦИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, КУРСОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, РАЗРАБОТАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА ПРЕПОДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ, ГУМАНИТАРНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В УНИВЕРСИТЕТАХ США.

В каталог вошли более 50 учебных курсов, 14 программ совместных дипломов, 12 учебных пособий, преподающихся в 23 государственных ВУЗах России по 15 дисциплинам. Все представленные материалы взяты из открытых баз данных Министерства Образования и Науки и интернет сайтов ВУЗов.

Подготовка текста каталога аннотаций была осуществлена силами сотрудников «ИНО-Центра» и привлеченных консультантов.

Работа над данным проектом продемонстрировала необходимость дальнейших усилий по координации российско-образовательного сотрудничества как на государственном уровне, так и на уровне институциональном и отдельно взятых программ и проектов, и дальнейшего продолжения анализа различных аспектов американского образовательного опыта и сбора лучших практик по его применению.

Результаты проекта планируется представить российско-американской научной общественности на семинаре в сентябре 2008 г.


© АНО ИНО-ЦЕНТР

E-mail: info@ino-center.ru
Тел.: (495) 621-2065, 621-8257
Факс: (495) 628-7943

Адрес: Москва, Большой Козловский переулок, 13/17

Дизайн и разработка ©«Web-Мастерская»

english version